VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Гражданско-правовая защита прав потребителя при продаже товаров

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W014098
Тема: Гражданско-правовая защита прав потребителя при продаже товаров
Содержание



«К защите»



Заведующий кафедрой







(подпись)



«___» _______________20__г.



ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА (БАКАЛАВРСКАЯ РАБОТА)

Студента (ки)  Моисеева Никиты Евгеньевича________________________________________                                                                                         
(Ф.И.О. полностью)
Группа __________ Направление подготовки (профиль)_гражданско-правовой_ 
_____________________________________________________________________________________________
Факультет __юридический______________________________________________________________
Кафедра __гражданского права и процесса______________________________________

ТЕМА: Гражданско-правовая защита прав потребителя при продаже товаров ___________________________________________
  
Тема утверждена приказом № ________________ от «____»_________________20___г. 
Научный руководитель _Профессор; доктор юридических наук Кузьмина И.Д.
_____________________________________________________________
(должность, уч. степень, звание, Ф.И.О.)


К О Н С У Л Ь Т А Н Т Ы
1. ___________________________________________   ________________    _______________
(наименование раздела)                                                                     (Ф.И.О.)                                        (подпись)
2. ___________________________________________   ________________    _______________
(наименование раздела)                                                                     (Ф.И.О.)                                        (подпись)


Кемерово 2018

     
Содержание
     
     Введение 	3
     1. Общая характеристика прав потребителей при продаже товаров 	6
     1.1. Правовое  регулирование отношений по продаже товаров потребителям	6
     1.2. Общая характеристика  отношений по продаже товаров потребителям	15
     1.3. Права потребителя на качество и безопасность товаров	23
     1.4. Право потребителя на обмен качественного товара	28
     1.5.Информационные права потребителя при продаже товаров	32
     2. Система гражданско-правовых способов защиты при продаже товаров потребителям	37
     2.1. Понятие и общая характеристика гражданско-правовых способов защиты прав потребителей при продаже товаров	37
     2.2. Применение мер имущественной ответственности для защиты прав потребителей  при продаже товаров: возмещение убытков, уплата неустойки и компенсация морального вреда	42
     2.3. Безвозмездное устранение недостатков товара, замена товара  как способы защиты прав потребителей  при продаже товаров	53
     2.4. Уменьшение покупной цены, возврат уплаченной потребителем за товар денежной суммы как способы защиты прав потребителей  при продаже товаров	61
     Заключение	64
     Список использованной литературы	71
     
     
     
Введение
     
     Актуальность темы исследования определяется тем, что покупатель – гражданин (потребитель) является «слабой стороной» в отношениях, возникающих при продаже товаров, а следовательно указанный субъект нуждается в поддержке и защите со стороны законодателя, который по средствам законодательства вводит ряд гарантий для участников потребительских правоотношений. Баланс интересов продавца и гражданина-покупателя достигается по средствам комплекса мер, которые направленны на защиту интересов «добросовестного» потребителя.
     Потребительские отношения направлены на достижение правовой цели - защиты прав потребителей. Для достижения указанной цели законодателем регламентированы действия потребительских правоотношений, охватываемых различными элементами механизма.
     Главной чертой института гражданско-правовой ответственности в правоотношениях с участием потребителя является во-первых, регламентированная процедура применения ответственности (санкций) при нарушении прав потребителей, а во-вторых, установление дополнительных мер ответственности в случае нарушения  сроков рассмотрения требования потребителя. Кроме того, для восстановления прав потребителей суд наделем полномочиями, суть которых сводится к возможности суд выходить за пределы заявленных требований в исковом заявлении.
     Правовое регулирование потребительских правоотношений охватывается многочисленными нормативно-правовыми актами. Указанное свидетельствует о намерении законодателя максимально четко регламентировать данную сферу общественных отношений, а среди ученых высказываются мнения о необходимости кодификации указанных правоотношений. 
     Цель работы – на основе норм действующего законодательства РФ и правоприменительной практики провести исследование и анализ гражданско-правовых способов защиты прав потребителей при продаже товаров.
     Для достижения указанной цели необходимо поставить и решить следующие задачи:
     1) изучить правовое регулирование отношений по продаже товаров потребителям;
     2) обозначить характеристику отношений по продаже товаров потребителям;
     3) исследовать права потребителей на качество, безопасность товаров, на обмен товаров, а также информационные права потребителей при продаже товаров;
     4) обозначить и исследовать гражданско-правовые способы защиты прав потребителей при продаже товаров;
     5) анализ применения таких мер имущественной ответственности для защиты прав потребителей при продаже товаров как возмещение убытков, уплата неустойки и компенсация морального вреда;
     6) охарактеризовать такие способы защиты прав потребителей как безвозмездное устранение недостатков товара, замена товара, уменьшение покупной цены, возврат уплаченной потребителем за товар денежной суммы.
     Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие при продаже товаров потребителям и при применении гражданско-правовых способов защиты потребителей. 
     Предметом исследования выступают нормы действующего законодательства, закрепляющие правовые основы гражданско-правовой защиты прав потребителей при продаже товаров.
     Методологической основой исследования послужили общие, общенаучные и частно-научные методы познания научной действительности.
     Нормативной основой исследования являются: Гражданский кодекс Российской Федерации,1 Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 
«О защите прав потребителей»2 и иные нормативные акты.
     Эмпирическую основу составляют материалы судебной практики, в частности: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей»,3 Постановление Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 01.07.1996 №6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса РФ»,4 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.1994 № 10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда»5 и другие.
     Теоретической основой исследования послужат работы таких авторов как: Ю.Н. АндреевИ.И. Баукина, В.А. Белов,  М.И. Брагинский, В.В Витрянский, Г.Р. Гафарова, Н.С. Головкова, С.П. Гришаев А.В. Дашко, Г.В. Дятко, С.С. Занковский, С.Н. Кожевников, А.А. Кравченко, М.В. Кратенко Т.Л. Левшина, А.В. Маслова, Н.Б. Малявина, Г.Г. Онищенко, А.А. Райлян, Г.В. Синцов, Т. Смольякова, П.Б. Шелищ и многих других.
     Структура работы обусловлена целями и задачами исследования. Дипломная работа состоит из введения, двух глав, состоящих из  девяти параграфов, заключения и списка литературы.  
     
     
1. Общая характеристика прав потребителей при продаже товаров
      1.1 Правовое регулирование отношений по продаже товаров потребителям
      
     Правовое регулирование отношений по продаже товаров потребителям – это система нормативно-правовых актов, которая регулирует общественные отношения, возникающие при продаже товаров особой категории покупателей – гражданам-потребителям. 
      ключенвыми источниками правового регулирования отношений по продаже товаров потребителям являются Гражданский кодекс Российской Федерации,  Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее - Закон о защите прав потребителей)6, иные федеральные законы, подзаконные акты, содержащие соответствующие нормы, например, такие как Правила продажи товаров дистанционным способом7, Правила продажи товаров по образцам8, Правила продажи отдельных видов товаров9 и др. 
     Это прямо закреплено в п. 1 ст. 1 Закона о защите прав потребителей, согласно которому отношения в области защиты прав потребителей регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о защите прав потребителей, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
     В соответствии с п. 3 ст. 492 ГК РФ к отношениям по договору розничной купли-продажи с участием покупателя-гражданина, не урегулированным настоящим Кодексом, применяются законы о защите прав потребителей и иные правовые акты, принятые в соответствии с ними. 
     В отношении других нормативных правовых актов, то в абз. 1 п. 2 ст. 1 Закона о защите прав потребителей сказано, что правительство Российской Федерации не вправе поручать федеральным органам исполнительной власти принимать акты, содержащие нормы о защите прав потребителей. А в абз. 2 п. 2 этой же статьи сказано, что Правительство Российской Федерации вправе издавать для потребителя и продавца правила, обязательные при заключении и исполнении публичных договоров.
     Таким образом, иные акты в с точки зрения Закона о защите прав потребителей – это прежде всего постановления Правительства РФ, которые регламентируют соответствующие правила продажи отдельных видов товаров. Министерства и ведомства не могут принимать правовые акты по в области регулирования потребительских правоотношений10.
     Однако в своей работе С.П. Гришаев отмечает на то, что  п. 14 Указа Президента РФ от 21 мая 2012 г. № 636 «О структуре федеральных органов исполнительной власти»11 был изменен и статус федеральной службы, и  дополнительно возложены функции по нормативно-правовому регулированию в сфере защиты прав потребителей. В данном случае речь идет о п. п. 1, 5.8 (1) Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. 
№ 32212.
     Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека принимает различные нормативные акты по вопросам, связанным с защитой прав потребителей. Таким образом, это исключение из общего правила.
     Установленные в постановлениях Правительства правила в сфере потребительских правоотношений отражают «Общие положения», в соответствии с которыми устанавливается сфера применения данного нормативного акта, обозначается его соотношении с Законом о защите прав потребителей и другим специальным законодательством, закрепляются термины, используемые в нем. 
     Все правила вводят специфические права и обязанности потребителей и исполнителей с учетом особенностей отдельных видов договоров. Однако правила дублируют большое количество положений Закона о защите прав потребителей. Так, например, нормы об ответственности исполнителей или изготовителей за нарушение прав потребителей повторяют нормы Закона о защите прав потребителей или других специальных законов, что корреспондирует с п. 1 ст. 13 Закона о защите прав потребителей, согласно которому ответственность за нарушение прав потребителей может быть установлена законом или договором, но не подзаконным актом.
     По мнению М.В. Кратенко нормы Закона о защите прав потребителей наиболее полное и комплексно регулируют потребительские правоотношения. Так в нем установлены признаки потребительских отношений, регламентированы основные права потребителя и гарантии их осуществления. М.В. Кратенко в своей работе утверждает: «…что качество нормативных предписаний Закона о защите прав потребителей, актуальность его положений и согласованность с иными федеральными законами во многом предопределяют уровень правовой защищенности потребителей, оказывают существенное влияние на формирование правовой культуры потребителей и их контрагентов…»13.
     Также М.В. Кратенко отмечает, что Закон о защите прав потребителей с даты его принятия (1992г.) нечасто подвергался серьезным преобразованиям, что, впрочем, не свидетельствует об исчерпывающей правовой регламентации отношений по защите прав потребителей, «…к числу факторов, способствовавших «устойчивости» первоначальной редакции Закона, можно отнести: принятие многочисленных федеральных законов, регулирующих отдельные виды отношений с участием граждан (потребителей), активную роль Верховного Суда РФ в формировании практики применения положений Закона о защите прав потребителей и выработке правовых позиций по наиболее дискуссионным вопросам…»14.
     Поскольку Закон о защите прав потребителей регламентирует основы основ таких потребительских правоотношений следовательно необходимо отметить, что этот нормативный акт имеет первостепенное значение в системе правового регулирования отношений по продаже товаров потребителям.
     Необходимо отметить, что из-за принятия законодателем ряда норм, устанавливающих различные отношения в области защиты прав потребителей, все чаще цивилистами, а также государственными структурами высказывается мысль о необходимости кодификации потребительского законодательства, принятии единого нормативного правового акта, который будет регулировать отношения на потребительском рынке.
     В декабре 2013 г. в Общественной палате Российской Федерации состоялся Всероссийский юридический потребительский форум, на котором обсуждались проблемы защиты прав потребителей. Были обозначены ключевые проблемы этой защиты, следствием которых является проявление массового потребительского недовольства практически во всех сферах жизни общества. Итоговой идеей, сформированной на Форуме, явилась необходимость создания Потребительского кодекса Российской Федерации15.
     Впоследствии уже средствами массовой информации сообщается о предстоящих изменениях в области потребительских правооношений. 
«…В частности, Закон (имеется в виду Закон РФ от 7 февраля 1992 г. 
№ 2300-1 «О защите прав потребителей») превратят во всеобъемлющий потребительский кодекс, а самих потребителей, возможно, ранжируют по степени уязвимости…»16.
     Т. Смольякова отметила, что «…это будет касаться не только россиян, но и практически всех стран, поскольку данные рекомендации содержатся в новых Руководящих принципах ООН и иных документах»17. 
     Заместитель начальника управления Роспотребнадзора С. Мухина сообщила: «Конечно, это всего лишь рекомендации, но не выполнять их неприлично. Поэтому нам предстоит выработать стратегию совершенствования защиты прав потребителей и двигаться к созданию Кодекса потребителей». При этом было отмечено, что для России это задача может быть реализована в течении трех-пяти лет18.
     В.А. Беловым высказано мнение, согласно которому существует целостная система потребительских договоров, в которой потребительский договор является автономным правовым институтом , относящаяся к одним из крупных в подотрасли обязательственного права, а существующие сегодня потребительские договоры образуют единую систему договорных связей, которая представляет собой совокупность гражданско-правовых договоров, имеющую в своей основе единство и взаимосвязь, обладающую внутренней ценностной структурой и направленную на достижение общей цели бытового характера19, в связи с чем некоторые ученые предлагают включить в Гражданский кодекс РФ (далее - ГК РФ) главу «Продажа товаров, выполнение работ, оказание услуг с участием граждан-потребителей»20.
     А.А. Райлян еще в 2005 году в своем  монографическом издании высказывался о противоречивости, разрозненности потребителельского законодательства, в связи с чем выдвинул идею гармонизации, кодификации, потребительского законодательства, где было заявлено, что «…наступило время перехода на более высокий законодательный уровень - принятия кодифицированных актов в виде Основ потребительского законодательства Российской Федерации либо Потребительского кодекса Российской Федерации, которые бы максимально устранили существующие в этом законодательстве недостатки, расширили возможности правового регулирования потребительских отношений»21.
     Идея, высказанная А.А. Райляном была снова озвучена на Международной конференции, проведенной под эгидой Роспотребнадзора в связи с 20-летием Закона РФ «О защите прав потребителей»22. Дополнительным аргументом в пользу кодификации данного законодательства явилось утверждение Президента России, высказанное 16 января 2012 г. в г. Саранске на заседании Президиума Государственного совета РФ, на котором был рассмотрен вопрос об усилении государственных гарантий защиты прав потребителей в Российской Федерации: «Считаю, что в этом направлении за последние 20 лет была создана, по сути, новая отрасль права, или, во всяком случае, институт права, который регулирует различные аспекты потребительских отношений»23.
     В подтверждение своей позиции А.А. Райлян отмечает высказывание Роспотребнадзора, согласно которому потребительские отношения однородны, и являются по своей природе гражданско-правовыми отношениями, и как следствие они должны регулироваться исключительно актами федерального значения на базе гражданского законодательства24.
     В подтверждение указанного А.А. Райлян привел утверждение 
Г.Г. Онищенко (в то время - главы Роспотребнадзора) о том, что «…законодательство о защите прав потребителей находится в исключительном ведении Российской Федерации (что определено в ст. 1 Закона о защите прав потребителей). Благодаря чему нормативно-правовое регулирование отношений с участием потребителей обеспечивается только на уровне федеральных законов, указов Президента России, постановлениями Правительства России…»25.
     Указанное мнение Г.Г. Онищенко основывается на положении 
п. 1 ст. 1 Закона РФ «О защите прав потребителей», согласно которому отношения в области защиты прав потребителей регулируются ГК РФ, непосредственно названным Законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами РФ.
     Критикуя высказывания Г.Г. Онищенко А.А. Райлян отмечает, при буквальном толковании норм, содержащихся в указанном пункте есть основания полагать, что законодательство в области прав потребителей состоит только из норм федерального значения и соответственно правоотношения регулируемые ими являются гражданско-правовыми. Однако указанное суждение является ошибочным. Анализируя содержание Закона о защите прав потребителей выявляется его многоуровневая структура, которая состоит не только из гражданско-правовой составляющей, а потому и отношения, регулируемые этим законодательством, по своей правовой природе неоднозначны26. 
     Также необходимо отметить, что с 1 января 2005 г. вступила в действие новая редакция ст. 44 Закона, ограничивающая полномочия органов местного самоуправления в сфере потребительского рынка. В частности, органы местного самоуправления были лишены права приостанавливать продажу товаров в случаях выявления продажи товаров, не сопровождающихся достоверной и достаточной информацией, или с просроченными сроками годности, или без сроков годности, если установление этих сроков обязательно. Фактически полномочия органов местного самоуправления в сфере потребительского рынка были сведены к нулю.
     После принятия данной статьи в новой редакции вопросы по защите потребительских прав оказались не включенными в вопросы местного значения в Федеральном законе от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»27 (гл. 3). И следовательно, они не нашли закрепления в уставах муниципалитетов, городских и сельских поселений.
     В своей работе А.А. Райлян напоминает о произошедшей в конце 2016 г. в г. Иркутске трагедии, связанную с отравлением спиртосодержащей жидкостью и унесшую жизни большого количества людей. При наличии у муниципалитетов изъятых у них прав и соответствующих обязанностей по защите прав потребителей, была бы возможность пусть даже и не полностью предотвратить, то хотя бы уменьшить масштаб последствий. После проведенных проверок к ответственности были привлечены, по сообщениям печати, только некоторые руководители территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, один чиновник такого уровня был даже арестован (заместитель руководителя Роспотребнадзора по Иркутской области). Однако органы местного самоуправления правоохранительные органы оказались в стороне и правовых оснований привлечения их к ответственности не было28.
     «…Произошедшее событие на потребительском рынке, расположенном на подведомственной органам местного самоуправления территории, показали неправомерность утраты ими по вине законодателей полномочий по регулированию потребительских отношений. Отсутствие полномочий порождает бездействие, безнаказанность этих органов, не обязывает их серьезно заниматься потребительскими делами…»29.
     В связи с указанным А.А. Райляна обращает особое внимание на необходимость принятия кодифицированного нормативного правового акта, который восполнит в себе  нормы различных отраслей права, регулирующих в той или иной степени потребительские отношения. И указанным автором предлагается особо регламентировать публично-правовую составляющую потребительского законодательства, четкого определения круга публично-правовых отношений, подпадающих под юрисдикцию этого законодательства.
     Так же необходимо помнить о том, что потребительские отношения являются не только гражданско-правовыми. Такие отношения подпадают под действие и других отраслей права, таких например как муниципального и административного. А следовательно разработка единого кодифицированного акта, который целиком будет основан на гражданско-правовых принципах приведен к переписыванию положений имеющихся. 
     
     
1.2. Общая характеристика отношений по продаже товаров потребителям
     
     Разделение отношений, возникающих при продаже товаров потребителем на несколько групп представлено в работе А.А. Райлян30.
     Так, в первой группе А.А. Райлян выделяет гражданско-правовые отношения, т.е. относит в эту группу отношения имущественные, возникающие непосредственно между потребителями и продавцом при купле-продаже товаров.
     Ко второй группе отнесены отношения публично-правовые, преимущественно административно-правовые, которые возникают в процессе осуществления федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей уполномоченным федеральным органом исполнительной власти; осуществления высшими исполнительными органами государственной власти субъектов РФ мероприятий по реализации, обеспечению и защите прав потребителей и принятия в пределах своих полномочий определенных мер.
     К третьей группе - отношения местно-самоуправленческие (муниципальные), возникающие в ходе осуществления защиты прав потребителей органами местного самоуправления.
     И в последнюю четвертую группу включены отношения общественно-правовые - в части защиты прав потребителей общественными объединениями потребителей (их ассоциациями, союзами) 31. 
     Поскольку существует возможность разделения потребительских правоотношений на группы, А.А. Райлян приходит к выводу о том, что не все потребительские отношения являются гражданско-правовыми, они подпадают под юрисдикцию и других отраслей права, в частности административного и муниципального32. 
     Позицию о том, что потребительские отношения являются не только гражданско-правовыми поддерживают и разработчики Закона «О защите прав потребителей». Так, Я.Е. Парция в своей работе отмечает, что имущественные отношения, возникающие в потребительской сфере между гражданами и продавцами  в большей части регулируются нормами гражданского права. Однако в указанном регулирование также участвуют нормы, например, государственного и административного регулирования, которые закрепляют полномочия федеральных органов исполнительной власти, общественных объединений и т.д. из чего следует, что указанные правоотношения регулируются не только нормами гражданского права, но также следует руководствоваться основополагающими законами соответствующих отраслей права33.
     Т.Л. Левшина определяет законодательство о защите прав потребителей как «…собирательное понятие, и отмечает оно (законодательство) является комплексным и состоит из нормативных актов и отдельных правовых норм различных отраслей права: государственного, административного, гражданского, уголовного и др…»34. 
     Однако в п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28 июня 2012 г. № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей»35 со ссылкой на содержание п. 1 ст. 1 Закона «О защите прав потребителей» ориентируется на применение лишь гражданско-правовых норм. Судебному обобщению подвергалась только судебная практика рассмотрения судами гражданско-правовых споров, возникающих в потребительской сфере, что логически вытекает из названия и содержания данного Постановления.
     В связи с тем, что понимание норм и обобщение судебной практики в потребительских правоотношениях происходит только с применением гражданско-правового подхода законодателем в 1996 г. из Закона о защите прав потребителей были исключены ранее содержавшиеся в нем полномочия республик в составе Российской Федерации по регулированию отдельных вопросов в области защиты прав потребителей36.
     Мы согласны с мнением А.А. Райлян, который отмечает многообразие потребительских отношений и высказывается против того, что потребительские отношения сводятся только к гражданско-правовым, а также с тем, что необходимо устранять выявленные в потребительском законодательстве недочеты и сосредоточить вопросы разработки кодифицированного акта в едином органе.
     Потребительские отношения между продавцом и покупателем  возникают по поводу определенного объекта гражданского правоотношения. Гражданский кодекс РФ в ст. 492 ГК РФ называет объект продажи в розницу – товар, предназначенный для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью.
     Отсутствие законодательного определения понятия «товар» на практике приводит к смешению понятия с «работой». В своей работе 
Н.Б. Малявина, И.И. Баукина отмечают неоднозначность понимания правовой природы договора розничной купли-продажи и договора бытового подряда, а также их разграничение37. В подтверждение этому авторами приводятся судебная практика. Так, истец в иске указал на то, что заключен ряд договоров на покупку, сборку и установку мебели. Была внесена 100%-ная предоплата. В связи с просрочкой исполнения ответчиком договоров, основываясь на нормах, регулирующих отношения по договору розничной купли-продажи с предварительной оплатой, истец просил суд в связи с просрочкой исполнения обязательств по договорам взыскать с ответчика сумму предварительной оплаты товара, неустойку, компенсацию морального вреда, штраф, судебные расходы38.
     Однако судом было установлено, что между истцом и ответчиком были заключены договоры подряда, а не договоры купли-продажи с предварительной оплатой товара, поскольку договорами предусмотрено, что при установке мебели все ее комплектующие детали подпиливаются и шлифуются в помещении заказчика, предназначенном для установки данной мебели. Вид крепежных элементов, а также их распределение и количество подрядчик определяет самостоятельно, исходя из особенностей стен помещения заказчика, а также вида и назначения мебели.
     Свои требования истец основывает на положениях ст. 23.1 Закона 
«О защите прав потребителей», которая регулирует правоотношения по договору купли-продажи товара, в то время как судом установлено, что между сторонами заключены договоры подряда. Данные отношения регулируются статьями 28 - 34 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей».
     Суд пришел к выводу, что истцом избран ненадлежащий способ защиты нарушенных прав. В ходе судебного разбирательства истец настаивал на исковых требованиях, основанных на неисполнении ответчиком обязательств по поставке предварительно оплаченного товара. В связи с этим истцу было отказано в удовлетворении исковых требований.
     Итак, в указанном деле судом не были нарушены нормы материального права, отказ в удовлетворении заявленных требований основывался на ошибочной квалификации гражданином заключенных договоров и ложном представлении о возможных правовых последствиях, связанных с нарушением условий договоров. Как указывают Малявина Н.Б., Баукина И.И. ошибочная квалификация договоров связана с их предметом, который суд определяет как совершение комплекса действий, имеющих материальный результат, а не передачу в собственность вещи, определенной либо родовым, либо индивидуальным признаком.
     В целях предотвращения аналогичных ситуаций Н.Б. Малявина, И.И. Баукина предложено включить дополнительно в преамбулу Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» следующие определения:
     «- товар - вещь (вещи), определенная либо родовыми (числом, весом, мерой), либо индивидуальными признаками, предназначенная для продажи или иного введения в гражданский оборот;
     - работа - действие (комплекс действий), имеющее материально выраженный результат и совершаемое исполнителем в интересах и по заказу потребителя на возмездной договорной основе»39.
     Мы согласны с мнением указанных авторов, поскольку четкое разделение этих понятий приведет к возможности четкого разделения возникающих правоотношений с потребителем, в том числе при продаже товаров. 
     Сторонами потребительских отношений в розничной продаже товаров является предприниматель и гражданин-потребитель, которые, как указывают С.С. Занковский и Г.В. Дятко: «…подчинены разным правовым режимам. Предприниматель действует на основании публичных и частноправовых норм, гражданин-потребитель не выходит за пределы частной сферы. Продавец подчинен актам государственного регулирования, покупателю достаточно норм гражданского права, к тому же он может воспользоваться правомочиями, имеющимися у него в силу Закона о защите прав потребителей…»40. 
     Е.А. Усачева рассматривая характеристику потребителя через понятие «гражданин» в рамках Закона о защите прав потребителей, отмечает первым признаком потребителя - принадлежность лица как субъекта гражданского права к категории граждан41. Об обоснованности использования подобной терминологии А.А. Райлян42 указывал на то, что понятия «физическое лицо» и «гражданин» соотносятся между собой как целое и часть, поскольку в категорию физических лиц помимо граждан входят и индивидуальные предприниматели. Между тем лицо, совершая сделки в осуществление своего статуса индивидуального предпринимателя, не приобретает качества потребителя, поскольку этому противоречил бы предпринимательский характер и цель совершаемых сделок. По этой причине, по мнению 
Е.А. Усачевой, использование термина «гражданин» в законодательной дефиниции потребителя представляется оправданным. Так, если физическое лицо, зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, совершая сделку за пределами предпринимательской деятельности с личных семейных целях, это физическое лицо может быть квалифицировано как потребитель43. 
     При возникновении потребительских отношений с участием физического лица, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя, но приобретающего товар для личных, семейных нужд особое значение для решения вопроса о квалификации такого лица как потребителя имеет исследование другого потребительского признака – это цель приобретения или использования товара. Именно анализ этого признака позволяет разграничить сферы деятельности лица в качестве индивидуального предпринимателя и в качестве гражданина и соответственно определить, к какой из них относится сделка, в связи с совершением которой возник спор.
     Еще одним признаком потребителя Е.А. Усачева называет: «… наличие у него связи с контрагентом в настоящем, прошлом или намерения установить такую связь в будущем. …До вступления лица в относительное отношение с продавцом (исполнителем) соответствующий квалифицирующий признак потребителя ему придает правовая конструкция «намерения приобрести товар», наличие которого отодвигает стадию правового регулирования взаимоотношений сторон на более ранний преддоговорной этап…»44. Ряд норм Закона о защите прав потребителей наделяет потребительскими правами лицо, использующее товар, и на постдоговорной стадии отношений с продавцом (исполнителем) (п. 6 ст. 19, п. 6 ст. 29). 
     При этом, Е.А. Усачева указывает на разъяснения Верховного Суда РФ, где сказано о том, что «…в качестве потребителя может выступать не только лицо, осуществившее приобретение или заказ товара, работы или услуги, но и гражданин, который использует приобретенные (заказанные) товары (работы, услуги) на законном основании - конечный потребитель…»45.
     По мнению Е.А. Усачевой, сложным, по для оценки в ходе правоприменения является такой признак потребителя, как цель приобретения товара. Как следует из преамбулы Закона о защите прав потребителей, гражданин лишь тогда может быть квалифицирован как потребитель, когда цель его вступления или намерения вступить в отношения с контрагентом составляет удовлетворение личных, семейных или домашних нужд. Указанный автор отмечает, что российским законодателем в данном вопросе избран описательный характер целей приобретения товара46. В то же время правовые акты Европейского союза обозначают потребительские цели методом исключения как лежащие вне торговой, деловой (предпринимательской), коммерческой, ремесленной или профессиональной деятельности лица47. Данный способ идентификации потребительских нужд Е.А. Усачева называет наиболее удачным, поскольку, например, такой вид деятельности, как ремесленная, может лежать за рамками предпринимательской деятельности, однако отнесение его к личным, семейным и домашним нуждам представляется сомнительным48. Кроме того, формулировки Директив ЕС существенно снижают проблему доказывания, ведь доказать отсутствие мотива гораздо проще, чем его наличие49.
     Различия в правовом режиме, субъектов потребительских правоотношений основываются на разнице стоящих перед ними целей. Продавец имеет своей целью – извлечение прибыли, а гражданин – приобретение товара50.
     Поскольку потребитель (покупатель) – это особый субъект отношений И.Г. Плотников, соглашаясь с мнением Е.В. Вавилиным определяет его как слабую сторону51. Слабой считается сторона, которая имеет «меньше возможностей (ресурсного, экономического, иного характера) для реализации своего права, а также обладает меньшим набором ресурсов для защиты своих прав»52. Следовательно, сильная сторона - это сторона, которая может навязывать свои условия другим субъектам, создавать для себя какие-либо преимущества.
     Таким образом, актуальным является законодательная поддержка слабой стороны договора, а именно закрепление в нормативных правовых актах механизмов осуществления защиты субъективных прав и законных интересо.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо большое за помощь. У Вас самые лучшие цены и высокое качество услуг.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Онлайн-оплата услуг

Наша Компания принимает платежи через Сбербанк Онлайн и терминалы моментальной оплаты (Элекснет, ОСМП и любые другие). Пункт меню терминалов «Электронная коммерция» подпункты: Яндекс-Деньги, Киви, WebMoney. Это самый оперативный способ совершения платежей. Срок зачисления платежей от 5 до 15 минут.

Рекламодателям и партнерам

Баннеры на нашем сайте – это реальный способ повысить объемы Ваших продаж.
Ежедневная аудитория наших общеобразовательных ресурсов составляет более 10000 человек. По вопросам размещения обращайтесь по контактному телефону в городе Москве 8 (495) 642-47-44